Современное духовно-музыкальное творчество: сочинения Владимира Пожидаева (1946-2009)

Авторы

  • Галина Андреевна Пожидаева доктор искусствоведения, профессор, Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России

DOI:

https://doi.org/10.31168/2412-6446.2019.14.3-4.21

Ключевые слова:

Духовно-музыкальные сочинения современных композиторов, Владимир Пожидаев, традиционные ценности русской культуры

Аннотация

В статье рассматриваются неизученные в музыкознании духовно-музыкальные сочинения Владимира Пожидаева, созданные в конце XX – начале XXI в. и значимые для современной духовной музыки. Впервые раскрывается идейное и образное содержание его произведений, их драматургия. Идею симфонии «На Рождество Христово» можно выразить как христианскую надежду на спасение. В симфонии слышно противопоставление горнего мира дольнему, духовного мира – более материальным человеческим чувствам и страданиям. Идея симфонии «Пасхальные напевы» – очищение через страдания и молитву. Произведение соединяет в себе черты симфонии и кантаты, поскольку автор вводит певцов-солистов. Представляя определенный аналог западноевропейским пассионам, «Пасхальные напевы» через тексты духовных и покаянных стихов отражают народное восприятие православия на Руси. Органный концерт «Три ангела», написанный под впечатлением от иконы «Троица» преп. Андрея Рублева, передает возвышенный строй внутренней «безмолвной» молитвы, былинное повествование о Рождестве Христовом и суровый драматизм страстей Христовых. Музыкальный язык произведений связан с традиционными ценностями русской культуры: фольклором и духовной музыкой, музыкальной классикой XIX–XX вв. В произведениях слышна эпическая драматургия, характерная для творчества отечественных композиторов. Вместе с тем произведения органично включают элементы авангардного направления музыкального искусства XX в. Сочетание фольклорной архаики, традиций средневековых церковных распевов и колокольных звонов, русского эпического симфонизма и зарубежного авангарда XX в. высекают искру своеобразия в музыкальном стиле композитора и придают его сочинениям неповторимое современное звучание.

Биография автора

Галина Андреевна Пожидаева , доктор искусствоведения, профессор, Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России

 

Почтовый адрес: ул. Неглинная, д. 6/2, стр. 1, 2, Москва, 109012 Россия

Электронный адрес: schepkinskoe@theatre.ru

Статья поступила в редакцию 5 июля 2019 г.

Опубликован

2019-12-29

Выпуск

Раздел

In memoriam